Уже месяц проходит операция Baltic Sentry, в рамках которой Североатлантический альянс значительно увеличил своё военно-морское присутствие у северо-западных границ России. Официально её цель — защита подводных кабелей от «диверсий», однако на самом деле НАТО ведёт разведку и оттачивает новые тактические приёмы и технологии.
Расширить присутствие
В официальном пресс-релизе заявлено, что цель операции, стартовавшей в конце прошлого года, — предотвращение «любых попыток государственных или негосударственных субъектов нанести ущерб критически важной подводной инфраструктуре». Поводом для её проведения стало повреждение кабеля связи между Эстонией и Финляндией 25 декабря. Причина инцидента до сих пор не установлена, но западные СМИ и эксперты негласно возложили вину на Москву.
Генсек НАТО Марк Рютте пригрозил серьёзными последствиями, включая «абордаж, конфискацию и арест судов». Уже 26 декабря финский спецназ взял на абордаж нефтяной танкер Eagle S, следовавший из Санкт-Петербурга под флагом Островов Кука. Судно подозревали в разрыве кабеля Estlink 2, но вскоре обвинения были сняты. Однако натовские моряки уже вошли во вкус.
Спустя месяц, 27 января, шведы задержали и обыскали судно Vezhen, вышедшее из порта Усть-Луги под флагом Мальты. Его подозревали в преднамеренном повреждении подводного кабеля между Швецией и Латвией, но и здесь не удалось ничего доказать. Наконец, 31 января в игру вступили норвежцы. По запросу Латвии они остановили судно Silver Dania с экипажем из российских граждан по подозрению в подводных диверсиях. После обыска судно отпустили.
Хотя доказать причастность России к инцидентам с кабелями не удаётся, операцию Baltic Sentry и не думают сворачивать. Намерения вероятного противника ясны — блокировать Балтийский флот и препятствовать движению торговых судов, попавших под западные санкции. По сути, «пираты Балтийского моря» готовятся к морской блокаде. Москва пока отвечает сдержанно, но многозначительно, используя силы и средства, имеющиеся на предполагаемом театре военных действий.
В январе министр обороны Франции Себастьян Лекорню пожаловался в социальных сетях, что российский ЗРК С-400 в Калининградской области взял на сопровождение самолёт Atlantique 2, патрулировавший Балтийское море в рамках Baltic Sentry. Экипаж, получив предупреждение от бортового комплекса обороны, ушёл на базу. Лекорню назвал эти действия «агрессивными», но от характеристики действий НАТО воздержался.
Однако российский посол в Финляндии Павел Кузнецов уже высказал свою позицию: «Хочется верить, что наши соседи по региону осознают, что у России есть сила воли и ресурсы, чтобы сделать несбыточными мечты натовских стратегов о превращении Балтийского моря во внутреннее озеро НАТО. Попытки реализовать этот план могут привести к непредсказуемым последствиям».

Прощупать Калининград
В учениях Baltic Sentry в основном принимают участие корабли класса фрегат, такие как те, что есть у Германии, Дании и Польши. Также задействована морская авиация. Вероятно, в это время вероятный противник с помощью самолётов радиотехнической и радиоэлектронной разведки регулярно изучает Ленинградскую и Калининградскую области.
К слову, в НАТО Калининградскую область относят к зонам ограничения и воспрещения доступа и маневра (Anti-Access/Area Denial, A2/AD). Это территории, которые максимально защищены системами противовоздушной и противокорабельной обороны. В Калининградской области создана глубокоэшелонированная система ПВО на основе комплексов С-400. На боевом дежурстве стоят береговые ракетные комплексы «Балы» и «Бастионы». А группировка «Искандеров» готова нанести удар по суше.
В Пентагоне также выделяют зоны A2/AD, к которым относятся Тайваньский пролив и Крымский полуостров. По мнению американских военных, в этих районах потери западных войск будут неоправданно высокими по сравнению с выгодами от военного контроля над этими территориями.
Вполне возможно, что учения Baltic Sentry — это одна из попыток разгадать секрет калининградского бастиона.
НАТО уже создала в Европе многодоменную тактическую группу (MDTF), состав и численность которой могут меняться в зависимости от поставленной задачи и условий. Основной ударной силой этой группы являются высокоточные ракеты. Особое внимание уделяется разведке, радиоэлектронной борьбе и связи. Также в состав входят специалисты по кибербезопасности.
В случае войны MDTF будет использовать весь свой потенциал, чтобы снизить эффективность зон запрета доступа и уничтожить ключевые объекты военной инфраструктуры противника.

Будущее морской войны
Еще одна скрытая цель НАТО в рамках операции Baltic Sentry — это тестирование новых технологий для ведения военных действий на море. В частности, речь идет о беспилотниках — надводных, подводных и полупогружных.
Как отмечает американское издание Breaking Defense, альянс учел относительно успешный опыт Украины в использовании безэкипажных катеров против Черноморского флота России. Балтийское море представляет собой идеальный полигон для испытаний такого рода оружия.
«Эти системы могут запускаться с берега, кораблей или сбрасываться с воздуха, — сообщил изданию бывший глава ВМС Дании Торбен Миккельсон. — Сочетание пилотируемых и беспилотных морских платформ — ключ к достижению желаемого результата в различных конфликтах. Балтийское море, как внутренний водоём НАТО, является идеальной»лабораторией»для отработки такой тактики».
Беспилотные морские системы могут стать той самой «серебряной пулей», способной вывести из строя любой корабль, вплоть до авианосца. Корабельная оборона зачастую не в состоянии вовремя обнаружить малоразмерную цель, изготовленную к тому же из материалов, снижающих радиолокационную заметность. Это понимают и в России. Недавно председатель Морской коллегии Николай Патрушев рассказал о создании единого центра по производству военных безэкипажных катеров для ВМФ. В данном случае, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
