На российском рынке почти не осталось популярных недорогих иномарок. Магазины распродали остатки европейских и корейских моделей, а китайские производители массово закрывают свои шоурумы.
К чему движется авторынок и на чём теперь ездить россиянам, разбиралось РИА Новости.
Исчерпанный ресурс
Уже почти невозможно найти привычные Kia Rio, Hyundai Solaris, Renault Logan и Duster, Volkswagen Polo и Skoda Rapid. По данным «Автостат Инфо», в 2021 году в России было продано 77 тысяч новых Kia Rio, в 2022-м — 1,75 тысячи, а в прошлом году — всего 47 штук.
Аналогичная ситуация и с другими моделями: Hyundai Creta — 53, Hyundai Solaris — 68, Skoda Rapid — 26, Volkswagen Polo — 55, Renault Logan — 69, Renault Sandero — 25, Renault Duster — 40.

Эти автомобили были ориентированы на внутренний рынок и производились в России. С остановкой заводов и сменой владельцев бестселлеры исчезли с рынка. Остались лишь немногие экземпляры: в декабре на всю страну было найдено четыре Volkswagen Polo и один Kia Rio. В регионах можно встретить Kia Seltos, Renault Kaptur и Arkana российской сборки. По оценкам «Автостата», потеряно около 20% рынка.
Модели глобального рынка, такие как Kia Sportage, Toyota RAV4, Nissan Qashqai и Volkswagen Tiguan, всё ещё доступны для покупки через параллельный импорт.
Новый мир
Бывших лидеров рынка предсказуемо заменили китайские производители. Среди иномарок тройку лидеров составляют Haval, Chery и Geely.
В отечественном сегменте хорошие результаты показывает Lada. По итогам года бренд занял первое место по продажам, опередив даже Haval (436,2 тысячи против 190,6 тысячи). Далее следуют Chery (157 тысяч), Geely (149,1), Changan (106,1), Omoda (49,5), Exeed (40,9), Jetour (35,1), Tank (28,5). Показатель белорусского Belgee — 34,6 тысячи.
Отечественные бренды представлены в бюджетном сегменте и не сталкиваются с высокой конкуренцией, как объясняют в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр». По данным «Авито Авто», новая Lada Granta обойдётся в среднем в 1,05 миллиона рублей, а Vesta — в 1,64.
Аналитики отмечают, что дефицита на рынке нет. Более того, «Авито Авто» сообщает о значительном увеличении количества объявлений о продаже новых автомобилей (плюс 45,3% за год), а средняя цена практически не изменилась — 2,95 миллиона рублей.
На этой платформе самым популярным брендом стал Chery, который занимает 14,51% от всех объявлений. На втором месте находится Lada с 13,5%, далее следуют Haval с 11,19% и Geely с 10,81%. Changan, занимающий 7,69%, стал предлагать свои автомобили в 2,5 раза чаще, чем в 2023 году.
Среди моделей особенно выделяется Chery Tiggo 7 Pro Max, который в прошлом году занимал четвёртое место. Его доля составляет 5,67%. Далее следуют Omoda C5 с 5,52%, Lada Granta с 4,72%, Haval Jolion с 4,17% и Chery Tiggo 4 Pro с 3,85%. Также в топ-10 вошли Lada Vesta, Jaecoo J7 (3,6 миллиона), Geely Monjaro (4,8 миллиона), Chery Tiggo 8 Pro Max (четыре миллиона) и Haval M6 (2,3 миллиона).

Рост объявлений о продаже китайских автомобилей
Среди китайских моделей наибольшим спросом пользуется Jaecoo J7: количество объявлений о продаже этой модели увеличилось в 6,8 раза. Также стоит отметить рост интереса к Geely Monjaro (в 3,4 раза) и Haval M6 (в 3,3 раза).
Китайский парадокс
Однако, несмотря на высокие показатели роста, есть проблемы, связанные со спросом на китайские автомобили. Из-за низкой прибыли и высокой конкуренции количество китайских шоурумов в России значительно сократилось. В 2024 году число закрытых точек выросло в 2,4 раза и достигло 449, а количество новых шоурумов составило 964, что в 1,5 раза меньше, чем годом ранее, по данным «Газпромбанк Автолизинг» и «АвтоБизнесРевю».
Индексация утилизационного сбора и нестабильность рубля
В пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр» объясняют, что из-за индексации утилизационного сбора и нестабильности курса рубля массовый сегмент становится более дорогим. Кроме того, повышение ключевой ставки также не способствует росту продаж.
По оценкам компании, в 2025 году цены на автомобили могут вырасти еще на 10-15%. «Автостат» прогнозирует снижение спроса на 10%.
Расширение дилерских сетей
Тем не менее, популярные производители расширяют свое присутствие в России. За год дилерские сети увеличились на 14,2% — до 4,16 тысячи салонов. Почти 70% из них принадлежат брендам из КНР.
Бег по кругу
Многие потребители предпочитают покупать подержанные автомобили хорошо знакомых брендов: Toyota, Hyundai, Kia, Volkswagen и Mercedes-Benz. Средняя стоимость такого варианта составляет 1,16 миллиона рублей, по данным «Авито Авто». Например, подержанный Hyundai Solaris можно приобрести за 1,03 миллиона, Ford Focus — за 650 тысяч, Toyota Camry — за 2,2 миллиона, Kia Rio — за 1,01 миллиона, а Volkswagen Polo — за 970 тысяч.
Среди дорогих моделей также преобладают привычные марки. Согласно анализу платформы, который имеется в распоряжении РИА Новости, продажи автомобилей стоимостью более трех миллионов выросли на 29%. Средняя цена составляет 4,48 миллиона. Наиболее популярными являются Toyota Camry (3,5 миллиона), BMW X5 (7 миллионов) и BMW 5-й серии (4,4 миллиона).

В списке присутствуют и китайские автомобили. В частности, в топ-5 попала модель Geely Monjaro, цена которой составляет 3,7 миллиона рублей. Андрей Ковалев, директор направления «Автомобили с пробегом» в «Авито», считает, что это свидетельствует о растущем доверии потребителей к китайским брендам. По его словам, «сегмент трансформируется, и это происходит всё быстрее».
Кроме того, в первую десятку входят такие популярные модели, как Toyota Land Cruiser и Land Cruiser Prado, Mercedes-Benz E-класса, Toyota RAV4, BMW X6 и Lexus RX.