В Перми планируется полностью отказаться от использования наличных денег при оплате проезда в общественном транспорте.

Пермские власти планируют полностью отказаться от наличной оплаты проезда в общественном транспорте. Эту инициативу рассмотрят на ближайшей пленарной встрече городской думы в январе. Пермь может стать одним из первых городов в России, который последует примеру Москвы и Санкт-Петербурга и полностью откажется от наличного расчёта.

Усложняет жизнь водителю

После того как в пермских автобусах и трамваях были отменены кондукторы, возможность купить билет за наличные осталась только у водителя. Власти предлагают с 15 апреля избавить водителей от этой дополнительной обязанности, тем самым исключив возможность оплаты наличными в салоне общественного транспорта.

На заседании комитета пермской думы по городскому хозяйству начальник департамента транспорта Анатолий Путин объяснил мотивы и причины этой инициативы. По его словам, доля пассажиров, оплачивающих проезд наличными, невелика и с августа 2024 года стабильно снижается. Если за первые девять месяцев прошлого года так покупали билеты 3,5% всех пассажиров, то в декабре их доля уменьшилась до 2,2%.

Среди основных категорий плательщиков наличными Путин выделил следующие:

  • Пассажиры, совершающие нерегулярные или единичные поездки.
  • Пассажиры, чьи банковские карты попали в стоп-лист.
  • Пассажиры, ведущие асоциальный образ жизни или имеющие задолженности, поэтому не используют банковские карты.

В департаменте транспорта отмену наличной оплаты объясняют тем, что это улучшит условия труда водителей и повысит безопасность движения. Обязанность обилечивать пассажиров создаёт дополнительную нагрузку на водителей, а также риски конфликтов с пассажирами. Это отвлекает их от основной задачи — управления транспортом, что может привести к срыву графика маршрута и ДТП. Как отмечают чиновники департамента, эта дополнительная нагрузка также снижает у водителей желание оставаться или устраиваться на работу в общественном транспорте.

Разовые билеты и новые альтернативы оплаты

Очевидно, что отмена возможности наличной оплаты вызовет недовольство у части пассажиров. Хотя, как утверждают чиновники, их доля невелика, многие горожане сталкиваются с проблемой, когда не могут оплатить проезд банковской картой, которая не находится в стоп-листе. Причём на одном маршруте карта может работать, а в другом автобусе валидатор выдаёт: «Оплата невозможна». В таких случаях покупка билета у водителя часто остаётся единственным вариантом.

На заседании комитета Анатолий Путин рассказал, что департамент подготовил план мероприятий, который поможет минимизировать социальные риски и обеспечить доступность платежей в транспорте при отмене наличного способа оплаты. Этот план включает 11 пунктов.

«В первую очередь план направлен на упрощение использования банковских и транспортных карт, а также мобильного приложения. Чтобы эти средства платежей были доступными и комфортными. Доработали личный кабинет приложения банковской карты, который, в частности, позволяет выводить ее из стоп-листа. Кроме этого, модернизируется мобильное приложение («Транспортная карта Пермь». – Прим. авт.), с помощью которого можно оплатить поездку по QR-коду, СБП-счету или через bluetooth-маячки – сейчас запускаем эту опцию. Все это упрощает оплату и страхует пассажира в случае, если его карта находится в стоп-листе либо по какой-то причине не проходит оплата по ней», – отметил Путин.

В качестве альтернативы покупке билетов у водителей департамент транспорта планирует ввести разовые абонементы. Они будут представлены на одноразовом носителе, который пассажир сможет приложить к валидатору и предъявить контролеру в случае проверки.

Приобрести разовые абонементы можно будет в специальных пунктах продажи. На данный момент их сеть, изначально созданная для распространения транспортных карт, насчитывает 57 точек. Однако, по словам главы департамента транспорта Перми, к апрелю количество таких пунктов планируется увеличить до 161, чтобы сделать процесс покупки абонементов более удобным. В частности, в эту сеть будут включены все отделения «Почты России» в Перми. Кроме того, планируется открытие пунктов продажи в торговых и общественных центрах.

Однако, как отметил начальник департамента транспорта в своем докладе на думском комитете, самым удобным вариантом для пассажиров является бесплатное мобильное приложение.

«Установка приложения занимает всего пять минут. За оформление и пополнение баланса не требуется вносить дополнительные средства. С нашей точки зрения, возможность альтернативных платежей в общественном транспорте остается. Пассажиры смогут использовать различные инструменты: банковские и транспортные карты, мобильное приложение, а также разовые билеты», — подчеркнул глава департамента транспорта Перми.

Когда ожидать изменений?

Депутат Алексей Овчинников поинтересовался у Анатолия Путина, будут ли выпущены разовые абонементы, рассчитанные на несколько поездок.

«Мы планируем начать с однократного абонемента. Если возникнет спрос, то в дальнейшем мы можем выпустить карты, которые будут действовать в течение двух-трех поездок. Эти карты программируются на заводе-изготовителе, поэтому мы будем отслеживать ситуацию и при необходимости увеличивать количество поездок в новых тиражах», — объяснил чиновник.

Депутат Владимир Плотников признался, что поначалу он был настроен скептически, когда узнал о предложении полностью отказаться от наличной оплаты проезда в общественном транспорте. Однако после более глубокого изучения вопроса он изменил свое мнение. Он отметил, что у пассажиров есть различные инструменты для оплаты проезда, и освобождение водителей от необходимости продавать билеты — это абсолютно правильное решение.

Его коллега Эдуард Мирзамухаметов напомнил, что изначально возложение на водителей обязанности по продаже билетов было лишь временной мерой, направленной на развитие различных способов и сервисов оплаты. Это должно было дать людям возможность без лишнего стресса перейти на новые способы оплаты.

В свою очередь вице-спикер гордумы Максим Спиридонов привел печальный пример из Челябинска, где на этой неделе трамвай сбил 14-летнего школьника. По одной из версий, к ДТП привело то, что в этот момент женщина-водитель обилечивала пассажира.

«Поэтому отмена продажи билетов водителями – это прежде всего повышение безопасности движения. Второй важный момент – это возможность снизить дефицит водителей в общественном транспорте. Для многих из них необходимость принимать деньги за проезд служит мощным сдерживающим фактором, чтобы идти работать в этой отрасли. Наконец, у нас государство делает все для того, чтобы максимально уйти от налички в прозрачный сектор безналичной оплаты проезда», – прокомментировал Максим Спиридонов.

В итоге руководимый им комитет по городскому хозяйству рекомендовал думе принять предлагаемые изменения в правила организации обслуживания населения общественным транспортом. Данные поправки пермские парламентарии рассмотрят на пленарке 28 января. В случае их принятия опция наличной оплаты проезда перестанет действовать в автобусах и трамваях с 15 апреля этого года.

Депутат пригрозила прокуратурой
Отметим, что на полностью безналичную оплату проезда планируется также перевести все межмуниципальные и пригородные автобусные маршруты в Пермском крае. О таких планах заявил вице-премьер прикамского правительства Андрей Алякринский на заседании комитета по инфраструктуре регионального парламента, которое также состоялось на этой неделе.

«Такая задача стоит перед нами», – признался зампред краевого кабмина.

По этому поводу мнения членов комитета разошлись. Депутат Вероника Куликова предупредила, что в случае полного перехода на безналичную оплату «придется совместно с органами прокуратуры поработать над законностью данного решения».

Председатель инфраструктурного комитета и советник губернатора Павел Черепанов, напротив, поддержал эту идею.

«Время идет, время меняется. Понимаю, что есть люди, которые пока не могут платить безналичным способом. Но нужно ставить задачи на опережение и максимальную автоматизацию. Если мы зададимся целью сдерживать эти процессы, то так и будет происходить. Необходимо рассуждать с точки зрения экономики. Если мы будем держать тысячу кондукторов, то мы никогда не сделаем так, чтобы транспортная отрасль генерировала минимальные расходы на ее содержание. Поэтому, повторюсь, нужно двигаться вперед: раз переходим на электронные способы оплаты, то и людей следует максимально подталкивать к этому. Для этого проводить работу с жителями в наших округах. Это же не вопрос возможности оплаты, а вопрос оптимизации затрат профильного министерства, перевозчиков и так далее. Давайте смотреть на это шире», – резюмировал Черепанов.

Федерал Пресс

Translate »