Цены на безалкогольные напитки продолжают расти.

Производители предупреждают о повышении стоимости воды и соков с нового года.

С начала 2025 года ожидается рост цен на безалкогольные напитки в среднем на 9–15%, в зависимости от категории. Об этом сообщили шесть производителей и дистрибьюторов, включая «Черноголовку», «Сады Придонья» и «Боржоми».

В распоряжении редакции «Ъ» оказались уведомления, которые производители направили ритейлерам. В них говорится о повышении цен на свою продукцию с начала 2025 года, включая воду, газированные напитки, лимонады и соки.

Так, с 1 января цены на свою продукцию повышают «Сады Придонья» и «Рычал-су», с 15 января — «Черноголовка» и ООО «Маркет-трейд» (дистрибьютор), а с февраля — «Мултон Партнерс» и «Боржоми».

Источник из крупной торговой сети подтвердил информацию и отметил, что производители сильнее всего повышают цены на газированные напитки. В компаниях отказались от комментариев.

Из письма «Мултон Партнерс» (ранее Coca-Cola HBC; сок «Добрый») следует, что компания планирует повысить цены на безалкогольную продукцию в среднем на 9,1%. В частности, повышение цен на соки составит 9,3%, а на кофе — 11,3%.

В письме ритейлерам компания сообщает, что такое повышение связано с ростом стоимости упаковки на 6–8,5%, сырья для напитков и увеличением рыночной стоимости кофейных зерен: арабики — на 28%, робусты — на 66%. Также в «Мултон» отмечают рост затрат на автоперевозки, обслуживание оборудования и индексацию коммунальных услуг.

«Рычал-су» (производитель одноименной воды и напитка под брендом «Мевер») также уведомляет сети о повышении отпускных цен на 15%. В зависимости от региона повышение может быть и выше. В компании среди причин повышения цен указывают высокую инфляцию и ослабление курса рубля.

В «Боржоми» среди прочих причин называют высокую ключевую ставку ЦБ (21% на конец 2024 года) и рост стоимости складского, производственного и логистического персонала.

В «Маркет-трейд» среди аргументов для индексации оптовой стоимости указывают повышение акцизов на безалкогольные сахаросодержащие напитки. В октябре 2024 года Госдума одобрила повышение акцизов на такую продукцию с января 2025 года, в том числе на сладкие напитки — с 7 руб. до 10 руб. за литр.

В ассоциации «Союзнапитки» (объединяет крупных производителей соков, воды и газированных напитков) отмечают, что повышение стоимости продукции происходит в рамках общих инфляционных процессов.

На конец ноября 2024 года, по данным Росстата, инфляция в годовом выражении выросла на 8,88% по сравнению с 8,54% на конец октября. В то же время в ассоциации понимают, что резкое повышение стоимости напитков может привести к снижению продаж.

Директор «Аква-Вайт» Алексей Воинов считает, что цены на безалкогольные напитки достаточно неэластичны, и потребитель обычно негативно реагирует на их изменение. Хотя эксперт не считает повышение на 9–15% критичным для рынка, в краткосрочной перспективе это может негативно сказаться на потреблении подобных напитков, поскольку они не входят в продукты первой необходимости. К тому же в этом сегменте рынка у покупателей не очень высокая лояльность к брендам.

В Минсельхозе заявили «Ъ», что внутренний рынок полностью обеспечен безалкогольными напитками и на полках представлен широкий ассортимент продукции в различных ценовых категориях. По данным министерства, в январе—октябре 2024 года было произведено 875 млн дал подобной продукции, что на 8,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

По подсчётам аналитической компании «Нильсен», с ноября 2023 по ноябрь 2024 года натуральные продажи безалкогольных напитков в целом выросли на 9%, а денежные — на 23,1%. Самой быстрорастущей категорией стали охлаждённые соки — их физические продажи увеличились на 25,3%, продажи энергетиков — на 15,1%, воды — на 12,2%, смузи — на 10,6%, соков — на 9,6%, холодного чая — на 8,7%, кваса — на 8,3%, газированных напитков — на 2,2%.

Translate »